К уроку литературы

"Горе от ума"

(постановки разных режиссёров)

Для группы № 3

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

1. Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
·        знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
·        умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
·        понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
·        знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
·        умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
·        уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Отметка «1» ставится, если учащийся обнаруживает полное незнание или непонимание материала (либо отказывается от ответа), неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.

2. Оценка сочинений.
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.
            Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
·        соответствие работы ученика теме и основной мысли;
·        полнота раскрытия темы;
·        правильность фактического материала;
·        последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
·        разнообразие словаря и грамматического строя речи;
·        стилевое единство и выразительность речи;
·        число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка
Основные критерии отметки
Содержание и речь
Грамотность
«5»
1.       Содержание работы полностью соответствует теме.
2.       Фактические ошибки отсутствуют.
3.        Содержание излагается последовательно.
4.       Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.       Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
   В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.
Допускается:
1 орфографическая,
или
1 пунктуационная,
или
1 грамматическая ошибка.
«4»
1.       Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.       Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.       Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4.       Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.       Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.
   В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускаются:
2 орфографические и
2 пунктуационные ошибки,
или
1 орфографическая и
3 пунктуационные ошибки,
или
 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,
а также 2 грамматические ошибки.
«3»
1.       В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.       Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4.       Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5.       Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
   В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются:
4 орфографические и
4 пунктуационные ошибки,
или
3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок,
или
7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок,
а также 4 грамматические ошибки.
«2»
  1. Работа не соответствует теме.
  2. Допущено много фактических неточностей.
  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются:
7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок,
или
6 орфографических и
8 пунктуационных ошибок,
5 орфографических и
9 пунктуационных ошибок,
8 орфографических и
6 пунктуационных ошибок,
а также 7 грамматических ошибок.
«1»
ставится за сочинение:
- совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста  произведения  и  неумении  излагать свои  мысли;
- содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2»


Примечание.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность (плагиат не допускается), оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения  распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 75 – 89 %;
«3» - 60 – 74 %;
«2»- менее 60 %.
4. Оценка зачетных работ.
Зачет – форма проверки знаний, позволяющая реализовать дифференцированный подход. Зачётные работы состоят из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть предусматривает устную форму работы в виде ответа на вопрос. Практическая часть предусматривает письменную форму работы в виде теста. Содержание зачётной работы должно охватывать весь подлежащий усвоению материал определённой темы и обеспечивать достаточную полноту проверки.
Зачетные работы оцениваются по следующим критериям:
1 часть (теоретическая) – по критериям оценки устных ответов;
2 часть (практическая) – по критериям оценки тестовых работ.
Каждая часть работы оценивается отдельной отметкой, но в журнал выставляется одна отметка, которая равна среднему баллу работы.

5. Количество и объём сочинений по литературе
Классы
Объём
Количество сочинений
классных
домашних
Всего
1.
5 класс
1-1,5 стр.
4
-
4
2.
6 класс
1,5-2 стр.
3
1
4
3.
7 класс
2-2,5 стр.
2
2
4
4.
8 класс
2,5-3 стр.
2
3
5
5.
9 класс
3-4 стр.
3
3
6
6.
10 класс
4-5 стр.
4
3
7
7.
11 класс
5-7 стр.
4
3
7

6. Техника чтения
5 класс: 100-110 слов в минуту;   6 класс: 110-120 слов в минуту; 7 класс: 120-130 слов в минуту, считая  это  средней  скоростью  в  последующих  классах

"СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ..."

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ

КОММЕНТАРИИ К ТЕМАМ СОЧИНЕНИЯ:
Перед вами список вопросов, но которые вы должны обязательно дать ответ, раскрывая ту или иную тему, приводя в доказательство цитаты из произведения. Сочинение без опоры на текст не засчитываеся!

ТЕМА 1. 
 Основное сходство  «Слова…» с фольклором — в языке: 
Какие СХВ вы можете выделить в "Слове" постоянные эпитеты, сравнения, метафоры?
В народных песнях и сказках чувства людей олицетворяются, найдите в "Слове"  подобные примеры
Как, в каком контексте используется прием гиперболы?
Как описана природа?
Присутствуют ли  элементы сказки, волшебные превращения?
 Приведите примеры-цитаты по каждому тезису. 
Сделайте вывод.

ТЕМА 2. 
Кем мог быть автор "Слова"?
Человеком какого рода занятий, возраста, взглядов, происхождения и образования он являлся? 
Как звучит его голос в произведении? 
Как на протяжении всего «Слова …» меняется отношение автора к князю Игорю?
В чём оправдывает, а в чём осуждает автор князя?
В чём видит автор сходство князя Игоря с другими князьями?
Каковы нравственные уроки неудачного похода князя Игоря?
 Приведите примеры-цитаты по каждому тезису. 
Сделайте вывод.

ТЕМА 3.
Как природа  принимает участие в событиях?
Найдите в тексте конкретные примеры  изменений в состоянии природы, которые вызываются  ходом человеческой истории.
В чём смысл сравнения людей и животных? Приведите примеры таких сравнений.
Какие силы олицетворяют собой языческие боги? 
В каком качестве выступают языческие боги в "Слове" (кого или что он называет именами языческих богов и с какой целью)?
 К каким стихиям обращается Ярославна и зачем?
Сделайте вывод.

ТЕМА 4.
Какова основная идея "Слова"...?
Что такое система образов?
Какие князья упоминаются в "Слове", кроме князя Игоря, и как они связаны с идеей произведения?
В контексте основной идеи произведения какую роль играет  "Золотое слово" Святослава?
Как связан с идеей произведения образ Ярославны?
Ксновную мысль?
Приведите примеры-цитаты.
Сделайте выводы.


КЛАССИЦИЗМ




Д. И.Фонвизин "Недоросль". Материалы к изучению комедии.








ГЕРОИ КОМЕДИИ




Литературные направления: романтизм и сентиментализм


И.С.Тургенев

Повесть "Ася"

Повесть "Вешние воды"

Критика: Н.Г.Чернышевский "Русский человек на rendez-vous"

Экранизации:

"Тургенев. Русское сердце" (документальный фильм, 2018)

"Ася" (фильм) 1977 г. по одноименной повести. Реж. И. Хейфиц.

Вешние воды- (фильм)  Реж. Е. Сколимовский (Италия, Франция, Великобритания). Картина участвовала в Каннском кинофестивале в 1989 г.

Поездка в Висбаден (фильм) 1989 г. Реж. Е. Герасимов. Экранизация повести «Вешние воды». В фильме звучит музыка М.И. Глинки, К. Вебера, Г. Генделя и др.

А.С.Пушкин "Капитанская дочка"

Готовимся к сочинению

1. Советы выпускникам (как написать сочинение по "Капитанской дочке" в 11 классе)

 Темы сочинений:






К изучению творчества М.Горького


ЦИТАТЫ 

Э.М.Ремарк "Три товарища"


Р.Бах "Чайка по имени Джонатан Ливингстон"




План рассказа о  герое 

( к ДЗ по поэме Н.А.Некрасова "Мороз, Красный нос")

1. Как зовут героя, где он родился, в какой семье, подумайте, кем были родители героев, какую жизнь прожили...
2. Общественное, семейное положение героя, обстановка, в которой живет герой (попробуйте описать жилище семьи)
3. Опираясь на текст, опишите  героя: 
  • манеру держаться, говорить, внешность, особенности костюма,
  • поступки, особенности поведения, деятельности, влияния на окружающих;
  • понимание героем цели жизни, его основные интересы;
  • чувства литературного героя, его отношение к другим действующим лицам (детям, свекрови и свёкру);
  • отношение других лиц к герою.
4. Место, занимаемое героем в произведении
 5.Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения

РЕЦЕНЗИИ НА СПЕКТАКЛЬ :

ПЛАН

999 спектаклей




К УРОКУ: ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА. 
«Повесть временных лет». Отрывок «Похвала учению книжному»











Комментариев нет:

Отправить комментарий